?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous
Лояльность граждан как импортный товар - mechanician — LiveJournal
mechanician
mechanician
Лояльность граждан как импортный товар
Наши тоталитарные приключения последних ста лет выбили у людей способность выносить собственное этическое суждение. Потому что в таком обществе это прерогатива власти. Любой, кто берется делать это самостоятельно фактически посягает на власть.

Более того, монополия власти на этическое суждение сливается с монополией на насилие. Если в нормальной ситуации развитая мораль служит способом избегать насилия, то в тоталитарном обществе мораль и насилие становятся синонимами. Тоталитарное государство не существует без насилия. Насилие нуждается в моральном оправдании. Моральные нормы приходится подгонять под нужды текущего момента. Доводить изменчивые моральные нормы до общества и добиваться их признания можно только насилием. Круг замкнулся.

И получается, что праведник нарушает монополию власти на насилие. В притче это буквально - он должен первым бросить камень, то есть применить насилие. Но только государство может указывать, куда бросать камни.

Государство становится праведником последней инстанции. Только оно может формировать этические суждения и транслировать их в общество. Участвовать в такой трансляции - правильно и престижно. Претендовать на то, чтобы выносить суждение самостоятельно - сущий терроризм. Человека, который пытается это делать, первого закидают камнями. Просто на всякий случай, чтобы чего не вышло, чтобы он не навлек на себя и окружающих государственную кару.

Проблема однако в том, что такая система работает только ограниченное время с момента становления тоталитарной системы. Это время ограничено жизнью поколения, которое помнит силу настоящей морали. Помнит, для чего она вообще нужна. Когда таких людей становится мало, сами понятия греха и праведности не то, чтобы смещаются, они просто утрачивают смысл. Государственная мораль перестает работать, перестает иметь инструментальную ценность. Она больше ничего не оправдывает и ничего неспособна объяснить. Подданные послушно повторяют спущенные сверху установки, но для них это не значит совершенно ничего.

И вот здесь наступает самое смешное и характерное. Государство начинает искать источники этического суждения вовне. Потому что оказывается, что вовне живут свободные люди, у которых их государства право на такое суждение не отнимали. Если молодое тоталитарное государство выстраивает на своих границах моральный файрвол, не пропускающий ничего, то стареющее наоборот, пытается выловить во внешнем мире источники подходящего по ситуации этические суждения и транслировать их вовнутрь. Международный престиж, признание каких угодно достижений, олимпиады, чемпионаты, лестные мнения "международных экспертов" становятся главным карго, ради получения которого государство готово буквально на все.

Именно об этом нашумевший у нас фильм Виталия Манского про девочку из Северной Кореи. Корейское государство приглашает заграничных кинодокументалистов, чтобы получить от них оценку себя. Потому что никак иначе эту оценку сформировать уже нельзя. Потому что общество состоит из людей, безропотно и безоценочно принимающих любую систему убеждений, соглашаются старательно играть в любой предлагаемой государством ролевой игре. Но их согласие ничего не значит. Государство добилось абсолютной покорности, но потеряло одобрение. Лояльность граждан становится импортным товаром.

И выходов из этого два. Либо отказ тоталитарной системы от монополии на мораль и неминуемый ее (системы) демонтаж, либо скатывание в чистое беспримесное насилие и физическое самоуничтожение. Советский Союз пошел по первому пути и распался относительно мирно. Посмотрим, что будет на этот раз.
2 comments or Leave a comment
Comments
bob_ling From: bob_ling Date: April 18th, 2017 02:01 am (UTC) (Link)
С днем рождения! :)
bob_ling From: bob_ling Date: April 18th, 2018 02:06 am (UTC) (Link)
С днем рождения! :)
2 comments or Leave a comment